Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму,
И верности родной отчизне.
Моя мама родилась в 1940 году. В многодетной семье Шапкина Алексея Никандровича и  Анны Дмитриевны она была 5 ребенком. Росла в любви и заботе родителей, а также старших братьев и сестер. Мамино детство пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы. Отец погиб на фронте и Анна Дмитриевна одна поднимала всех детей. Чтобы помочь семье мама после окончания 10 классов пошла работать в лыжно-мебельный цех лесокомбината. Но мечта стать учителем взяла верх, и мама поступила в 1960 году в Городецкое педучилище.
После окончания училища она получила специальность учителя начальных классов и направление на работу в село Заводь Краснобаковского района в местную школу. Молодая учительница начала свою работу под чутким руководством старшего товарища - учительницы Скуратовой Александры Павловны. Мама гордилась своими ученицами: Катей Пастушок и Наташей Поляковой.
Путь от дома до школы был не близкий. От Баков до Заводи приходилось добираться на попутных машинах. В дороге мама и познакомилась со своим будущим мужем - моим отцом - Дорониным Павлом Ивановичем - трактористом из Варнавинского района.
В газете "Вперед" за 30 декабря 1965 года я с удивлением и одновременно с радостью обнаружила заметку и фото о памятном событии в жизни моих родителей о свадьбе.
Работу вдали от дома вскоре пришлось прервать: родились дочки. Дальше мамина педагогическая деятельность продолжилась в  начальной школе деревни Пестиха Краснобаковского района. От дома до школы 9 километров, как говорится, тоже не ближний путь. Хуже всего было то, что в начале 70-х годов автобус до села Ильинское, на котором мама доезжала до деревни Коростиха не ходил. И маме приходилось идти пешком до Коростихи, а потом по бездорожью до Пестихи и в дождь и в метель, или же оставаться ночевать в деревне, особенно зимой в сильные морозы. Много было трудностей.
Пестихинская начальная школа располагалась в центре деревни в двухэтажном доме на 2 этаже. В большой комнате стояла печь, которую каждый день до прихода учеников протапливала техничка школы Зернова Мария Николаевна. Обедов как таковых в школе не было. Мария Николаевна, как и большинство жителей деревни, держала в своем хозяйстве корову. И каждый день она варила для учеников какао на молоке. А мама на собранные с учащихся деньги покупала в Краснобаковском гастрономе какао, сахарный песок и печенье в пачках.
На большой перемене все ученики садились за большой стол, который  стоял около печки. Мама  наливала всем по стакану горячего какао и раздавала печенье. Это был обед. Ничего вкуснее этого, говорят, не было.
Занятия проводились в этой же комнате. Справа, в более светлой части комнаты, около окон, располагались 6-8 парт. Ученики сидели группами, т.к. школа была малокомплектная, и в одном классе одновременно учились все три класса.
В эту школу ходили и из близлежащих деревень: Гулихи и Поливалихи. Осенью и весной была непролазная грязь, а зимой огромные сугробы. Школьники добирались до школы зимой на лыжах, а мама покоряла снежную "целину" по пояс в снегу.
Но трудности объединяли детей и взрослых. Мама долго с теплотой вспоминала Пестихинскую школу и ее учеников: Киселеву Наташу, Голубеву  Валю, Голубева Павла, Лапина Павла, Овечкину Галю, Волгина Сашу, Волгина Сережу, Косареву Таню, Сироткину Олю, Смирнова Лешу, Суслова Валеру, Карасева Павла, Карасеву Лену, Малинину Свету и многих других.
Мама любила своих учеников и с удовольствием для них устраивала различные конкурсы и игры, проводила новогодние елки, организовывала поездки в город Горький в детский театр.
Особенно ждали игру 12 записок, где главным призом был вкусный бисквитный торт, который съедался всеми участниками после окончания игры.
Все это и многое другое мне хорошо запомнилось потому, что мама иногда меня брала с собой на работу, и я тоже сидела за партой в этой школе, правда как зритель.
Время шло, и в 1979 году школу закрыли как неперспективную и учеников перевели в Краснобаковскую школу №1. Так в 5 класс попали Волгин Сережа, Смирнов Леша и Суслов Валера. Их я знала с тех детских лет.
Мама была учителем и в семье. Она учила нас быть добрыми и внимательными к окружающим людям. Этому она учила нас своим личным примером и своей жизнью. Мы могли отдать последнее тем, кто в этом нуждался больше, чем мы. Она могла подарить наши игрушки плачущему малышу. Мы воспринимали это как должное.
Где бы не работала мама, она отдавала всю себя любимому делу. К сожалению, ее жизнь оборвалась. Есть такое мнение, что учитель жив, пока помнят его ученики. За свою недолгую педагогическую работу мама выучила немало учеников. И она оставила добрый след как учитель и как любящая и любимая мама. Мы с сестрой благодарны судьбе за то, что у нас была такая замечательная мама.
Л.П. Большова


Используются технологии uCoz