В начале ХХ века В.А. Плотников вместе с другими известными художниками принимал активное участие в сборе этнографических материалов для Русского музея. Тема русской старины была ведущей в творчестве художника. С 1903 года он совершал поездки по России, цель которых определял так: увековечить те памятники, которые представляют несомненный художественных интерес и которых еще не настигла рука вандала-разрушителя.
Александр Мителев работает научным сотрудником одного из музеев Санкт-Петербурга. Все свободное время посвящает изучению истории храмов Костромской губернии. Его цель - найти все, что сохранилось от храмов, дать точные координаты, сделать фотографии. Одна из задач энтузиаста-путешественника - проиллюстрировать книгу "Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии" 1911 года издания под редакцией И.В. Баженова. Описание храмов из этого старинного источника он дополняет современными, а при наличии - старинными фотографиями. Старинные фотографии храмов А. Мителев находит в архивах. Таким образом он нашел и фотографии Ильинской церкви.
Село Ильинское - старинное селение. В начале XVII века здесь стояла деревня Чебоксарка, получившая название по речке Чебоксарке при князе Андрее Ивановиче Львове строится первая деревянная церковь клетского типа. Освящается она в честь Ильи Пророка. Так появляется село Ильинское.
Деревянные церкви были недолговечны, их приходилось часто ремонтировать, а через определенное время заменять новыми. Новая церковь в честь Ильи Пророка была построена в селе в 1775 году. Описание этого храма дается у М.А. Балдина: "Сама церковь представляла собой высокий четверик, на котором стояли два восьмерика, покрытые куполом, и венчалась главкой и крестом. К церкви были пристроены пятигранный алтарь с главкой и крестом, небольшая трапезная и величественная четвериковая колокольня, покрытая шатровой кровлей, на которой стояли небольшие главки и крест". Для постройки церкви было выбрано одно из самых красивых мест - на высоком берегу реки Ветлуги. Проплывая по Ветлуге, люди могли полюбоваться величественными храмами сел Сквозняки, Дмитриевское, Баки, Ильинское, Медведиха.
В 1876 году в селе Ильинское был построен каменный храм. Храм сделали двухпрестольным - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь святого Николая Чудотворца. Деревянная церковь стала летней, а каменная - зимней. В рукописной истории Ильинской школы, открытой в 1900 году, написано, что первым священником, который учил Слову Божию в школе, был священник Семен Дроздов. По приходским книгам Ильинской церкви можно восстановить, что в разное время в храме служили священники Макарий Дружинин, Николай Розанов, Василий Ильинский; псаломщики Петр Преображенский, Иван Ильинский; дьяконы Василий Левашов, Алексей Ильинский. В1917 году священником Ильинского храма был Иван Правдин. Скорее всего, это был последний ильинский священник. Он умер еще до войны и похоронен на сельском кладбище. Его вдова, матушка Лидия, еще долгое время жила в Ильинском. На кладбище, которое раньше располагалось возле храмов, на одном из старинных могильных памятников было написано имя "Параскева Ильинская" (может быть, жена священника). Больших каменных памятников на этом кладбище было много (хоронили людей со всего прихода). Когда храмы закрыли, памятники сбросили с горы вниз. Там они могут лежать до сих пор.
Каким было внутреннее убранство храмов? Купол в деревянном и каменном храме был покрашен в голубой цвет и по нему, как по небу, нарисованы черные звездочки. Звездочки нарисованы были так искусно, что казалось, что они живые и мерцают. Смотрелось это очень красиво. Стены в деревянном храме были обтянуты холстом, сплошь покрытым изображениями святых и, вероятно, сценами из Священного писания. На фотографии из Ленинградского архива мы видим чудесного письма старинные иконы, Царские Врата и рамы для икон, украшенные изумительно тонкой резьбой. Одной из реликвий храма была деревянная статуя Иисуса Христа. Иисус запечатлен сидящим в скорбной горестной позе. Ноги босые. Одной рукой он подпирал склоненную голову. По обнаженному телу струились капельки крови. Тело было раскрашено желтой краской, волосы и бородка окрашены коричневой. Статуя размером в человеческий рост была очень выразительна, действительно пробуждала чувства сострадания и печали. Другой реликвией была так называемая гробница. Она представляла собой небольшой застекленный резной ящичек. В нем находилась всего скорее деревянная статуя распятого Христа.
В годы войны в храмах разместили завод, где сушили для фронта картофель и попутно делали крахмал. Картошки и в колхозе, и в крестьянских хозяйствах было много. Земли там в основном суглинистые, для картошки подходящие. Хорошо родился сорт "Лорх". Завод обеспечил работой не только население Ильинского, но и многих окружающих деревень. Работа была довольно тяжелой. Работали в три смены. Картошки для фронта требовалось много. Но в то же время, несмотря на тяжелые условия военного времени, за работу на заводе хоть и немного, но платили (в отличие от колхоза, где приходилось работать за "палочки"). Кроме зарплаты, давали в день по 200 граммов хлеба, и это тоже дорогого стоило. Иногда работники могли сварить для себя немного картошки или испечь лепешки из крахмала.
В деревянном храме в алтарной части выкопали яму для хранения картофеля. В самом храме стояли ящики с готовой продукцией, там же чистили картошку. Говорили, что когда копали яму, нашли много костей. То ли это были захоронения священников, раньше служивших в храме, то ли сама деревянная церковь была построена на уже существовавшем кладбище.
Сушили картошку в каменной церкви. Там сделали большую круглую печь с решетками. Внизу была топка. Топили печь двухметровыми бревнами практически круглые сутки. Начищенную картошку нарезали соломкой, затем в специальных сетках опускали сначала в кипящую воду, затем в холодную. После этого картошку слегка поджаривали на раскаленных, смазанных маслом противнях. Она получалась румяная и очень вкусная. Ее укладывали в специальные ящики. Иногда за готовой продукцией приезжали сами военные.
Наверное, когда начал работать завод, было уничтожено и внутреннее убранство храмов. В печку бросали и древние иконы, и уникальную деревянную резьбу, которая украшала алтарь. Лишь немногие иконы из храмов уцелели благодаря истинно верующим людям, которые, не боясь навлечь на себя неприятности, прятали их у себя. Одну из церковных икон спасла жительница Ильинского М.П. Хохлова. Она спрятала ее на чердаке. Потом передала своей дочери В.П. Верховской. Когда у дочери в семье случилось несчастье с близким человеком, она дала обещание: если все закончится благополучно, передать икону в Баковский храм. Так старинная икона из Ильинской церкви оказалась в Баковском храме. Вместе с иконами было уничтожено огромное количество церковных книг. Жители рассказывают, что эти книги для бытовых цепей сначала стали растаскивать эвакуированные. В годы войны в Ильинском их было довольно много. Одну из таких книг снова-таки спасла от гибели М.П. Хохлова. Это был большого размера псалтырь на затейливо украшенной позолоченной подставке на резных ножках. Псалтырь долгое время хранился в семье. Затем передали его в Троицкую церковь. Интересно, сохранилась ли эта реликвия?
Завод устроили в бывшем здании церкви. Испытывали ли люди страх за осквернение святого места? Наверное, да. Ведь большинство работников женщины - народ сам по себе более богобоязненный. Тем более, почти все они до недавнего времени были прихожанами этих храмов. Но шла война. Это было гораздо страшнее, особенно в первые годы. Мужчины почти все на фронте. Тяжелая работа легла на плечи женщин, стариков и детей. Надо было жить, снабжать солдат провизией, самим выживать. Так что страх перед Богом ушел на второй план.
И все-таки жительницы Ильинского рассказали о двух случаях за время работы на заводе, когда испытали жуткий мистический страх и так или иначе вспомнили о наказании Господнем. Вот один из этих случаев. Люди работали в ночную смену. Освещение в церкви было скудное (может быть, уже и электрическое было, но очень плохое). Тусклый свет практически освещал только нижнюю часть помещения. Высоко под куполом стояла кромешная тьма. Вдруг вверху что-то громко завозилось, зашуршало и застукало, а потом упало с грохотом на лампы и загасило их. Люди в ужасе выбежали на улицу. "Нечистая пугает", - наверное, так подумало большинство. Только сторож мужественно вернулся и, посветив фонарем, увидел причину паники. Это был насмерть напуганный филин. Несчастная птица, неизвестно как попавшая в здание, видимо, мирно дремала на верхних окнах. Разбуженная и напуганная шумом и светом "нечистая сила" от страха рухнула вниз, невольно став причиной паники.
О другом случае рассказала В.П. Верховская. Молодежи и подросткам было скучно, развлечений в войну было мало. Вот и придумывали сами разные развлечения... Вера Павловна (тогда она была подростком) со своей подругой решили подшутить над работниками. Девушки нарядились в белые саваны, в руки взяли импровизированное паникадило (кринку обвязали веревкой и насыпали в нее горящих углей). В то время оба храма для удобства работников были соединены длинным деревянным коридором. Вот эта "живописная процессия" и двинулась по темному коридору. Идут, размахивают "паникадилом" со светящимися углями. Саваны белые развеваются. А время позднее, люди пришли работать в ночную смену уставшие, не выспавшиеся, слегка заторможенные. Вдруг кто-то из работников, которые были в каменной церкви, открыл дверь в переход. Увидел, закричал от страха. У остальных испуг также был неподдельный. "Шутка" удалась, да настолько, что после даже милицию вызывали. Ох, и досталось малолетним «артисткам». Наверное, от серьезного наказания спасло только то, что почти все работники свои же были, деревенские. Пожалели глупых девчонок.
В 50-60-годы деревянный храм в селе Ильинское признают памятником деревянного зодчества 18 века. Храм принят на учет Министерства культуры РСФСР. Но, проследив его судьбу, приходится сделать горький вывод, что под охраной государства храм числился только на бумаге. Причем довершить разрушительную работу времени помогали люди...
Примерно в эти же годы (50-60-е) алтарную часть храма сломали. Сначала церковь уронили с помощью тракторов, потом разобрали, сложили в штабеля и накрыли толью. Есть версия, что хотели переправить ее в музей под открытым небом в Горький. Да только и сейчас лежат возле остатков деревянной колокольни три живописные кучи - бывшая алтарная часть от Ильинской церкви.
До недавнего времени колокольня Ильинской церкви была увенчана большим деревянным крестом. На верхушке креста приколочено медное распятие. В лучах солнца оно блестело, как золотое. Крест возвышался над Ильинским, и люди верили, что этот крест защищает их от больших бед и напастей. Но однажды утром жители села обнаружили пропажу: колокольня древнего храма стояла без креста. Местные вандалы решили, что могут получить за распятие много денег. Чтобы его достать, они сдернули большой деревянный крест вместе с верхней частью колокольни. Так не стало над старинным селом Божественной защиты. "Даже дожди в засуху стали обходить Ильинское стороной, как креста не стало", - посетовала одна из жительниц... По счастливому стечению обстоятельств, старинное распятие попало в музей. Потемневшее от времени, со следами от гвоздей по краям, с грубыми глубокими царапинами (проверяли, не золотое ли), оно всегда будет напоминать о прекрасном старинном храме.
Печальна судьба и другой реликвии - деревянной статуи Христа. Перед войной церковь закрыли, статую поместили в небольшой темный чуланчик в притворе храма. Перетаскивали то в один угол, то в другой. Жительница Н. Новгорода А.И. Смирнова (бывшая жительница с. Дмитриевское) вспоминает один интересный случай. Во время войны ей по долгу службы пришлось побывать в Ильинском на овощесушильном заводе. Директор завода пригласил ее подняться на колокольню. "...Мы там увидели "нечто". Я была в шоке. Тут был восковой человек". По всей видимости, Ангелине Ивановне посчастливилось увидеть эту самую статую. А так как она была окрашена желтой краской, то и запомнилась ей как восковая. Когда стали ломать храм, церковную реликвию взял на хранение один из жителей Ильинского. Она хранилась то в одном доме, то в другом. Так и дожила бы эта статуя до наших дней, не попади, в конечном счете, не в те руки. Продали деревянную статую Христа (говорят, за границу и за большие деньги). Случилось это около 10 лет назад...
В начале 60-х годов в каменном здании церкви разместили школу. Купол с крестом убрали, разобрали красивую фигурную крышу, сняли элементы декора. Школа получилась большая, просторная, светлая. В ней было шесть классных комнат. В 1961-62 учебном году там учились 193 ученика, в 1967-68 году - 147 учеников. Несколько лет назад школу закрыли. В настоящее время здание стоит пустым.
Рассказ об Ильинских храмах хотелось бы закончить на хорошей ноте. Например, так: пришли другие времена, и мы стали ценить и беречь то, что еще сохранилось. Вот и колокольня от древнего Ильинского храма будет еще долго радовать нас и напоминать о чистом, светлом.
Но... Внутри еще довольно крепкого на вид сооружения следы дикого вандализма, а рядом начинает расти свалка бытовых отходов... Бесполезной жизни старуха все скрипит, скрипит до поры... Но однажды возьмет и рухнет всем чужая с родной горы. Л. Макина.
Использованы материалы И.Г. Тумакова и М.А. Балдина, воспоминания старожилов с. Ильинское.
И.С. КОРИНА